Умная гимнастика или гимнастика мозга – это комплекс специальных двигательных упражнений, которые способствуют объединению наших полушарий головного мозга и оптимизируют деятельность мозга и тела.
Проще говоря, способствуют улучшению внимания и памяти, повышают работоспособность и расширяют возможности нашего мозга.
За последние 10-15 лет, специалисты в нейронауках и психофизиологии накопили доказательство того, что существует прямая взаимосвязь между мыслительными (интеллектуальными) способностями и физическими упражнениями.
Оказалось, что определенные физические упражнения стимулируют рост развивающегося мозга и препятствуют регрессу стареющего мозга.
Мозг – это ткань, как все наши мускулы и органы, и ее функция ухудшается с возрастом и при низком уровне её использования. По исследовательским данным, после 25 лет, большинство из нас теряет ежегодно около 1% от объема ключевой части мозга (гиппокампа), который связан с памятью и определенными видами обучения.
Специальные упражнения способны замедлить и даже остановить физическое увядание мозга, как это происходит с мышцами, если их тренировать.
КАК СВЯЗАНЫ НАШИ ДВИЖЕНИЯ И РАЗВИТИЕ МОЗГА
Очень часто, мы не обращаем внимание на то, как связаны успешность в учебной деятельности и восприятие нашего собственного тела.
В наше время родители с раннего возраста учат ребенка читать и считать, забывая, при этом, что основной деятельностью детей до школы должна быть и является ИГРА.
Современные дети испытывают все большие трудности при общении друг с другом, все больше не способны увлечь и занять себя игрой.
А в процессе ИГРЫ происходит достаточное количество разных макро- и микро- движений, которые помогают ребенку достичь интеграции полушарий (т.е. их объединения), что и является залогом успешного обучения.
Восприятие мира ребенком через все органы чувств, через вестибулярный аппарат, через движения своего тела позволяют лучше обрабатывать, воспринимать и усваивать информацию из окружающего мира.
Задумайтесь только: гармония между верхней и нижней, правой и левой, задней и передней сторонами нашего тела создает пространственное восприятие, которое является залогом успешного освоения таких учебных навыков, как восприятие страницы целиком, понимание прочитанного текста, распределение текста в пространстве листа, понимание математических последовательностей, координация «рука-глаз», которая отвечает за внимание в процессе письма и чтения.
Ребенок и взрослый, которые находятся в состоянии разбалансировки, тратят на такие простые действия гораздо больше времени, чем те, у кого существуют гармония с пространственным восприятием.
При этом можно путать право и лево, низ и верх, не понимать, с чего начинать и где заканчивать.
Как итог – быстро наступает эмоциональная подавленность и усталость, теряется ощущение успеха и радость познания. А ведь для детей их умение побеждать и достигать, справляться с неудачами является основой для уверенности в себе, для творческого подхода в окружающем мире.
Хочу еще раз вернуться к тому, что следует развивать ребенка, а не натаскивать, опережая естественные процессы развития мозга.
Например, ранняя и ненужная стимуляция развития левого полушария, может затормозить общее психическое развитие ребенка.
Когда ребенок идет в школу (к семи годам), у него должны быть развиты функции правого полушария (это образы, эмоции, визуализация) и межполушарное взаимодействие. А развитие функций левого полушария (логика, рационализм, аналитика) в полном объеме развиваются уже в школе.
И это очень важно, потому что если ребенок имеет проблемы с обучением в начальной школе, причиной тому могут быть именно недоразвитие функций одного из полушарий.
Приведу пример: фонематический слух относится к функциям левого полушария – сначала он формируется как тональное звуко-различение (т.е. как восприятие шума) в правом полушарии. Его несформированность, несформированность звуковых образов в правом полушарии может привести к нарушениям звукопроизношения и задержкам речи.
Математические способности формируются в левом полушарии и для их развития до школы необходимо развивать у ребенка чувство вкуса, осязание, обоняние, чувство ритма – а это функции правого полушария.
Поэтому проблемы неуспешности в обучении, а также во многих других сферах деятельности, как у детей, так и взрослых, могут быть решены (или не возникнуть совсем) если в процессе нашей жизни в работу включены оба полушария головного мозга.
Интегрированной работе (т.е. взаимодействию) полушарий нашего мозга способствуют специальные двигательные упражнения, при этом развивающая работа должна идти от движения к мышлению, а не наоборот.
Существуют 2 типа движений:
Первый тип – движения, которые пересекают среднюю линию тела. Такие движения объединяют движение и мысль, ускоряют передачу информации в десятки раз, оптимизируют нервную систему, обеспечиваю легкость в обучении.
Второй тип – односторонние движения, которые разъединяют мысль и движение. Они требуют напряженной работы ума, затрат энергии мозга и тела, приводят к статическому поведению, которое требует концентрации сознания, что в итоге приводит к стрессу.
Человека нужны оба вида этих движений, так как вместе они способствуют развитию механизмов для познавательной деятельности мозга.
Механизм, направленный на разъединение мысли и движения, используется на начальном этапе создания любого навыка. Затем включается механизм объединения мысли и движения (на этапе автоматизации).
К сожалению, в наше время, чаще практикуется обучение, при котором детям приходится долго сидеть в одном положении, происходит ориентация на обездвиженность, что отрицательно сказывается на детях и на всем процессе обучения.
Каждое упражнение из Умной гимнастики, направлено на возбуждение определенного участка мозга и объединяет мысли и движения. Как следствие, новые знания лучше запоминаются и становятся более естественными.
Кроме этого, упражнения развивают координацию движений и психофизические функции (ощущения и их восприятие).
ИСТОРИЯ «УМНОЙ ГИМНАСТИКИ»
Упражнения, входящие в «умную гимнастику» или «гимнастику мозга» были разработаны Полом Деннисоном в 1970-х годах. В те годы он работал в Калифорнии, в Центре группового учения для неуспевающих – («Walley») «Долина».
Эти упражнения представляли собой простые и специфические движения, но как выяснилось, они приносили пользу каждому обучающемуся, независимо от их проблемы. Наибольшие результаты были в отношении детей, которых называли «неспособные к обучению».
Разработанные комплексы упражнений, основаны на понимании взаимосвязи учебных достижений человека, физического и речевого развития.
Исходя из этого, была создана целая программа «Гимнастика мозга», в ней, для активизации природных механизмов тела, используются самые естественные физические движения тела. В результате пробуждается система «интеллект-тело», которая становится готовой к успешному обучению.
Упражнения «умной гимнастики» также дают положительный эффект при занятиях музыкой, живописью, спортом и всеми видами танцев.
За выдающиеся достижения в этой области, Полу Деннисону была присуждена степень доктора Психологических наук.
Программа «Гимнастика мозга», является основной частью образовательной кинесиологии, которая представляет собой учение о развитии ребенка и взрослого человека через естественные физические движения.
Более 20 лет сотрудники «Центра группового учения для неуспевающих», работающие по данной программе, помогали детям и взрослым, и их результаты не остались незамеченными.
В 1993г. программа «Гимнастика Мозга» Пола и Гейл Деннисонов получила широкую известность во всем научном мире – она заслуженно заняла третье место в конкурсе «Выдающихся современных образовательных технологий США», а ее создатель был удостоен награды от Калифорнийского Университета.
С момента основания организации «Образовательной Кинесиологии» в 1987 году, исследовательские проекты, использующие «Гимнастику мозга», глубоко распространились по всему миру и имеют замечательные результаты.
ГРУППЫ УПРАЖНЕНИЙ «УМНОЙ ГИМНАСТИКИ»
В «умной гимнастике» выделяют четыре группы упражнений:
ПЕРВАЯ ГРУППА: упражнения на пересечение срединной линии тела.
Данные упражнения стимулируют крупную и мелкую моторику. Помогают нам использовать модели перекрестного движения, которые развивают бинокулярное зрение, координацию двух рук, двусторонний слух – это необходимо нам для решения учебных задач.
Малыши осваивают срединную область в ходьбе и ползании. Не секрет, что дети, которые пропустили стадию ползания, испытывают трудности в обучении, т.к. во время ползания используются перекрестные движения глаз, рук, ног.
Не нужно покупать ходунки ребенку, т.к. при этом не будут развиваться пространственные связи, в школе могут возникнуть проблемы с ориентацией в тетради при письме.
Механизм, который заложен в основе этих движений, способствует повышению эффективных связей между правым и левым полушариями мозга.
ВТОРАЯ ГРУППА: упражнения на растяжения мышц тела.
Данные упражнения способствуют снятию напряжения с сухожилий и мышц. При использовании таких упражнений, мышцы принимают нормальное состояние и посылают в наш мозг сигнал о том, что человек готов к познавательной работе, поскольку мышцы находятся в расслабленном состоянии. При стрессе же происходит обратное: мышцы сокращаются, постепенно укорачивается сухожилие спины, что влияет на осанку, мешает сохранять равновесие, и сказывается не только на физиологическом состоянии, но отражается на всех сферах деятельности.
ТРЕТЬЯ ГРУППА: упражнения на повышение энергии тела.
Упражнения обеспечивают нужную интенсивность и скорость протекания процессов между нервными клетками головного мозга. Как вы знаете, человеческое тело – сложная электрическая система, в которой все импульсы (слуховые, кинестетические, зрительные) передаются в мозг по нейронным цепочкам. Мозг, в свою очередь посылает сигналы различным системам о том, как на это реагировать. Сигналы эти передаются со скоростью до 400 км/ч. Представьте только!
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА: упражнения на позитивное восприятие. Упражнения переносят энергию к центру тела, восстанавливая ресурсы организма. Это снижает выброс адреналина в ситуации стресса, когда реакцию организма можно описать как «спасаться или драться». В результате восстанавливается координация мыслей и действий, снимается стресс и уровень агрессии.
Комплекс “РИТМИРОВАНИЕ” является базовым перед любой деятельностью. И уже к нему можно добавлять другие упражнения.
РИТМИРОВАНИЕ
Ритмирование – это упражнения позволяющие настроиться на любой вид деятельности(настроить нашу систему «мозг-эмоции-тело»). Если это касается обучения ребенка, то настроиться на контрольную работу, урок, диктант, домашнее задание.
Лучший результат будет достигнут, если делать данное ритмирование каждый день.
Используя его для первоклассников можно улучшить и сократить адаптацию к школе.
1.Пьём воду.
Пить нужно медленно, не спеша, последнюю порцию воды держим немного во рту, прежде чем проглотить. Вода должна быть комнатной температуры.
Наше тело на 70% состоит из воды, а мозг на 90%. Когда мы находимся в стрессе (переживаем из-за чего то, боимся), нашему организму становится еще нужнее вода, т.к. она является основным проводником всех процессов. Об этом мы говорили в самом начале. Все учебные навыки улучшаются с приемом воды. Ведь недаром говорят: «Успокойся, выпей воды».
2.Перекрестные шаги.
Шагаем так, чтобы противоположные рука и нога двигались одновременно навстречу друг к другу. Можно касаться локтем колена или ладошкой колена. При этом колени должны подниматься строго вперед, не поворачивать их в сторону. Рука и нога соприкасаются друг с другом только за счет движения косых мышц туловища, таз остается неподвижным.
Данное упражнение способствует интеграции полушарий головного мозга, развивается координация движений всего тела в пространстве.
3. Кнопки мозга.
Одну руку кладем на пупок, другой растираем точки под ключицей (справа и слева от грудины). Если вы не можете найти точки, можно просто потереть ладошкой область под ключицей. Меняем руки и делаем тоже самое.
Особенно упражнение хорошо делать перед работой связанной с действием глаз (чтение, письмо). Упражнение обеспечивает приток крови, обогащенной кислородом, к головному мозгу, вследствие чего улучшается восприятие информации.
4.Крюки Деннисона.
Замок – скрещиваем ноги, вытягиваем руки перед собой тыльной стороной вниз, затем скрещиваем их, образуя замок ладошками. Сгибаем локти и поворачиваем замок из ладошек вовнутрь, прижимаем к груди. Язык при этом прижат к небу, за верхними зубами. Глаза смотрят вверх. Медленно дышим. Повторяем с другой рукой.
Домик – ставим ноги параллельно друг другу на небольшом расстоянии друг от друга. Соединяем кончики пальцев обеих рук друг с другом, образуя крышу домика. При вдохе язык находится на верху, при выдохе внизу. Медленно дышим.
Крюки Деннисона улучшают координацию, делают дыхание более глубоким и спокойным, улучшают социальную адаптацию, придают чувство уверенности.
Выполняя «ритмирование» вы заметите, как снижается уровень ошибок в домашних и школьных заданиях, дети становятся более уравновешенными, рассудительными, улучшаются коммуникативные навыки.
|